Для информации http://www.metalzone.tu1.ru/books.php?inf=metal История Heavy Metal и его направления
Cовременную гитарную музыку породил рок-н-ролл, знают все,
но менее известно, что примерно до начала 60-х годов
перегруженный звук в роке гитаристами не употреблялся.
Считалось, что электрогитара должна звучать как гитара обычная
- просто громче, сочнее и ярче. Любой фон или искажение
воспринимались как «срач», как брак настройки звучания.
(Справедливости ради стоит сказать, что еще в середине 30-х
годов некоторые черные блюзмэны чуть «прифуживали» свои
«доски», но это считалось чисто блюзовым выпендрежем и никак
не влило на остальные музыкальные стили.)
Понемногу, с развитием гитарной и звукоусилительной техники,
гитаристы-новаторы стали экспериментировать с ручками
громкости и частоты своих инструментов и «усилков». А это, в
свою очередь, повлекло изменение приемов игры, ведь
"овердрайв" - не шестиструнка.
Аккомпанирующий состав групп тоже стал подстраиваться под
новое звучание и приемы, затем гитара постепенно вышла на
первый план и из не самого заметного аккомпанирующего
инструмента превратилась в королеву бала, задвигая порой даже
вокалиста. Неугомонные экспериментаторы начали обрабатывать
перегруженный звук дополнительными приборами - эквалайзером
для изменения частоты, фейзером или хорусом для игры с
модуляцией, ревербератором для придания глубины - ну и так
далее.
Понемногу для плотности и разнообразности партий в группах
стали появляться вторые - а там и третьи гитаристы (что по
меркам старых музыкантов было просто дикостью), музыка стала
упрощаться, но приобретать бoльшую мощь, ритм-секция начала
уделять серьезное внимание прокачке общего звучания, в обиход
плотно вошли риффы - короче, маховик завертелся. И вертится до
сих пор...
Гром греми!!!
Сам термин, которым часто обозначают всю "тяжесть", - металл -
пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Впервые в
культурном контексте словосочетание "heavy metal" применил в
романе "Naked Lunch" (1959) легендарный Уильям Берроуз. Он
назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку (дело в
том, что еще во время Второй Мировой на американском
солдатском жаргоне "heavy metal" обозначало артиллерийскую
канонаду).
В 1968-м парни из известной американской группы Steppen Wolf в
песне "Born to be wild" тоже пели "I like... heavy metal
thunder" - и хотя в песне имелись в виду раскаты грома,
подобные пальбе из пушек, позже это стало расцениваться как
манифест хайратых: "люблю, мол, когда хэви металл гремит". А
уж после того, как музобозреватель журнала "Creem" Лэстер
Бэнгз использовал в статье словосочетание "heavy metal", эта
связка окончательно стала обозначением нового музыкального
направления. Уточнение "heavy" в итоге отмерло, но суть-то
осталась. Громче, яростнее, оторваннее. Пусть, так сказать,
гром гремит и кусты трясутся.
От харда к хэви через панк.
Года с 1965-го тяжелые гитары на сцене появляются все чаще и
чаще. Группы типа Kinks, Who, Cream, a также составы Джеффа
Бека и Джимми Хендрикса стали переосмысливать американский
блюз и рок-н-ролл, все более ужесточая и ускоряя его звучание.
Таким образом и стал формироваться хард-рок - дедушка
современного металла.
Затем в Америке и Англии - основных на тот момент
рок-н-ролльных странах - ритмы стали ускоряться еще сильнее, а
звучание гитар уплотняться еще больше. Закладывали основы
музыки будущего такие парни, как Deep Purple, Budgie, Black
Sabbath, AC/DC, а театральность, свойственную металлу вообще,
привнесли Элис Купер, T-Rex и, конечно, великие и ужасные
Kiss. Считается, что уже в середине 70-х эти ребята играли
т.н. "glam-metal", или глэм. Его основные признаки - это
именно театрализованность, грим, прически, мощное шоу...
Нельзя сказать, что музыка глэмеров была уж очень тяжелой, -
но любовь к красочности, различным кладбищенским символам,
пафосу и понтам они металлическому року все-таки подарили.
Ближе к концу 70-х, с появлением панк-рока, уже растерявший
свою академичность хард-рок и вовсе изменился - музыка стала
еще быстрее, еще грязнее и еще громче. И хотя мода на ранний
панк быстро прошла, музыкальные идеи остались на сцене:
хард-рокеры постепенно изменили свои музыкальные взгляды, и на
стыке "нового" хард-рока и "скоростного" панка возникла более
жесткая и техничная музыка, чем панк. Основными ее принципами
были старые добрые догмы: еще громче, еще быстрее, еще
брутальнее. Короче, хард-рок кончился. Начался хэви-металл.
А в чем разница?
Стоит врубиться вот во что: хард-рок в принципе будет полегче,
он не такой мрачный, как хэви-металл, не такой пафосный.
Хард-рокеры не поют о загробном мире, и вообще они ребята
более жизнерадостные. Хард-рок, как правило, гораздо более
техничен и сложен музыкально: если в хэви рифф часто является
единственной основой для песни, то в харде он просто
разнообразит аранжировку и часто просто несет функцию "моста"
(бриджа) между припевом и куплетом. Ударные в хард-роке не
молотят так часто, гитаристы не чешут так плотно - ну, короче,
все подарки от панк-рока достались металлу. А вот хард -
музыка более жизнерадостная, более ритмичная и сложная.
Каждому свое.
Первопроходцы и пионеры.
Одними из первых альбомов легендарного хеви-металла 80-х стали
диски немцев Accept "I`m Rebel" (1979) и англичан Judas
Priest "British Steel" (1980). Вслед за ними оформилась целая
волна хеви-металла, в которой немалую роль играли британцы -
Iron Maiden, Saxon, Motorhead. Затем свои металлисты появились
везде: Twisted Sister и Manowar в Америке; Accept, Bonfire,
Scorpions в Германии; Trust во Франции, легендарная шведская
Europe, чуть позже (1984-1986) - наши "Ария", "Шах", "Черный
Обелиск"... Металлическая "зараза" молниеносно
распространилась по свету, и тяжелые квинты зазвучали даже в
Японии и Индии.
Между прочим, многие из групп тогдашней волны так или иначе
использовали хард-роковые наработки 70-х. Например, группа
AC/DC пришла в очень тяжелый хэви именно из хард-рока. Поэтому
ранние работы металлистов часто называют еще "хард-энд-хэви"
(металлизированный хард-рок), поскольку хард-рок и хэви-металл
в них в разных пропорциях объединены.
Эволюция продолжается.
Классический Heavy-Metal, породив таких монстров рока, как
Iron Maiden, Judas Priest, Twisted Sister, Accept и т.д.,
быстро осознал себя как мощный и четко сформированный стиль.
Он и посейчас остается одним из феноменов массовой культуры -
до сих пор такого взрыва популярности и продаж не было
практически ни у одного стиля (не берем в расчет поп и диско,
эти - всегда вне конкуренции).
Мерзкий и быстрый.
Ускоренная версия heavy-metal с многочисленными гитарными
"поливами" была названа Speed-Мetal (от слова "speed" -
скорость). В Америке на базе хэви был придуман трэш
(thrash-metal), отличающийся отрывистым звучанием гитар,
частыми изменениями ритма и рычащими голосами вокалистов.
Самые известные трэшеры - Metallica, Megadeth, Anthrax,
Kreator и Slayer. Хотите познакомиться с трэшем тех времен -
послушай ранние диски Metallica, Anthrax, Metal Church или
Bathory.
Мощный и смертельный.
На стыке хэви и спида появился т.н. Power-Metal - это будет
помелодичнее и полегче. Упор на красивые мелодии и стихи,
пышное и симфоничное звучание. Самый яркий представитель
power-металла - патриархи немецкой сцены Helloween и Gamma
Ray. Финской - Stratovarius. Современники: Sonata Arctica,
SkyLark, Warmen (проект Янне Вармена - клавишника Children Of
Bodom, тоже сюда отнесу), и целая куча других.
Более экстремальной смесью трэша и спида стал Death-Metal. В
нем особенно много внимания уделяется звучанию - для создания
соответствующей атмосферы гитаристы убирают всю среднюю
частоту звука, а низкие частоты выставляются на максимум.
Главный принцип дэт-металла - никакой попсовой мелодики,
никакого пения - только экстремальное звучание, жесткий
перегруз и брутальность! Коллективы: Death, Cannibal Corpse,
Vader.......... В обязательном порядке следует упомянуть так
же и Melodic-Death-Metal - в этом течении вполне по-силам
выделить мелодию (и совсем не примитивную!) из песни, что бы
потом ее напевать. Банды: In Flames, Children Of Bodom,
Kalmah, Cadacross, Kalisia, Suidakra, Dark Tranquillity...
Экстирим.
Grindcore/Deathcore. Grindcore - стык панка и трэша. Отцами
стиля являются англичане Napalm Death. Характерные черты
стиля: очень короткие "песни" - вплоть до 3-5 секунд,
максиммум - 2 минуты. Взрывы металлического шума, гитарная и
ударная техника на пределе человеческих возможностей,
сопровождаемые кровохарканьем в качестве вокала. Тексты песен
часто посвящаются социальной и политической несправедливости и
прочим подобным вещам. Никого кроме Напалмов не знаю
Мрачный и судьбоносный.
Black - "черный", или "мрачный", металл зародился благодаря
группе Venom. Собственно, их альбом "Black Metal" (1983) и дал
название всему течению. Этот стиль несколько похож на
трэш/спид/дэт, но имеет более "размытое" звучание. Здесь тоже
не принято особо петь, больше - рычать, однако весьма часто
гроулинг сочетается с чистым вокалом (как мужским, так и
оперным женским, но это касается прежде всего симфо-блэка). В
обычае использовать клавишные для создания фона и иногда для
соло. Блэк удачно смешивается с Gothic/Doom металлом, и
сегодня это - преимущественно жесткая, но мелодичная музыка с
фольклорными мотивами и частым использованием дополнительных
музыкальных инструментов. Самые известные на сегодняшний день
блэк-металл команды - Cradle Of Filth, Dimmu Borgir,
Immortal...
Doom-Metal - своеобразный отпрыск блэк- и дэт-металла.
Медленный, мрачный и депрессивный. Единственный неагрессивный,
даже расслабленный стиль металла. Здесь велика роль клавишных,
часто используются нехарактерные для металлического рока
инструменты - флейты, скрипки. Сейчас редко встретишь
представителей чистого Doom, больше распространен гибрид Doom
и Black - Dark-metal. В стиле Dark-metal лабают Katatonia,
Samael, Graveworm (Обязательно послушайте их кавер на Iron
Maiden - Fear Of The Dark) и др.
Народный.
Рagan - "языческий" Мetal - основан на обрядовой мелодике
дохристианской эпохи северных народов. Часто используются
народные инструменты - гусли, балалайки, а также фольклорные
мелодические и гармонические ходы. Ну, и соответствующие
языческие темы песен. Ярчайшими представителями этого стиля в
России - являются Северные Врата.
В противоположность ему Classical и Neo-Classical Metal
базируется на европейской музыке средних веков - как
церковной, так и светской. Строго говоря, металлисты вообще
всегда любили классику, уже в самых ранних записях Deep Purple
- Лорд (бывший церковный органист) применял полученные навыки,
а уж цитату из Бетховена в соло из легендарной песни "Metal
Heart" группы Accept не слыхал только глухой.
Готический и прогрессивный.
Современный Gothic-Metal не сильно похож на своих
предшественников из конца 80-х, он сильно изменился с выходом
The Gathering "Mandylion", Lacrimosa "Inferno" и Wish
"Monochrome". Сейчас готик-металл - это более мягкая смесь
дэта и дума. Характерные черты - чистый вокал, обилие
клавишных, меланхоличная депрессивная атмосфера. Стоит
послушать альбомы таких групп, как Lacrimosa, Crematory и
MoonSpell. (Хима-Расмуса не будет. 14-15 летние девочки-готки
могут начинать орать).
Дети подземелья.
В 90-х годах металл гибридизировался еще больше, причем так
называемая "альтернатива" (Alternative-Metal) стала одной из
наиболее продаваемых форм металла вообще. Затем металл стал
скрещиваться с гранджем (grunge), индустриальной музыкой
(industrial) и даже хип-хопом - в плане ритмики. А в конце
концов из всей этой мешанины выкристаллизовался самый новый
металлический стиль, который так незамысловато и называется -
"Новый металл".
Nu-metal, начал формироваться в начале 90-х, с выходом дисков
Korn и Deftones. Nu-metal - дитя своего времени - всеяден и
беспощаден: в нем, как в блендере, смешивается все - хардкор,
рэпкор, трэшкор, грандж, альтернатива и что-нибудь еще по
вкусу. Причем все это в итоге приобретает вполне съедобный
(для некоторых) вид. А в целом - ботва. Самые известные банды
Nu-metal - Korn, Linkin Park, System of a Down, Limp Bizkit,
Machine Head, Slipknot, P.O.D. и многие другие.